Мал да удал

Опубликовано .

Дизайнер Елена Фатеева мастерски справляется с самыми скромными по площади интерьерами. И даже в пространстве 18 м2 находит место для всего, что необходимо для жизни. А раз небольшие интерьеры удаются, то и с большими проблем не возникнет

 

Расскажи, что это за проект площадью 18 метров? Как в таком объеме можно все вместить?

Сейчас я сейчас стараюсь такие маленькие квартиры не брать. Но если говорить именно об этом проекте, то это квартира моих одесских друзей, которые попросили меня подумать, что можно сделать с 18 м2. Для меня это был вызов, ведь самая маленькая квартира, которую я ранее проектировала, была площадью 22 м2, а тут 18! Все можно было бы легко вместить на двух уровнях. Высота помещения позволяла достроить антресоль, но заказчики не захотели. При этом они хотели, чтобы в интерьере был не раскладной диван, а полно-ценная кровать, кухня, санузел и рабочее место. Все получилось. Сейчас проект удачно реализовывается.

Как ты начинала?

Моя первая специализация – модельер этнической одежды, а вторая – художник графического дизайна. Мы очень успешно работали в рекламе упаковки продуктов питания. Однажды я посмотрела фильм «99 франков». Его сюжет оказался очень созвучным моему пониманию того, чем я занималась в тот момент. Это было своевременно. Чтобы продаваться, нам приходилось делать более агрессивную рекламу при этом понимая, как она воздействует на человека и насколько такой подход не совпадает с моими ценностями. В этот же момент мне предстоял ремонт в нашем новом офисе. Варианты перепланировок помещения, которые предлагали интерьерные дизайнеры, меня не устраивали. Поэтому пришлось самостоятельно разработать и планировку, и дизайн. Я поняла, что мне интересен интерьер, формирование среды обитания человека и понимание, как пространство влияет на своего обитателя. Информации и времени было достаточно. Я начала внимательно изучать все, что связано с этой профессией. А потом стала пробовать. Первыми заказчиками были, конечно же, мои друзья.

Какие главные выводы о профессии удалось сделать за это время?

В какой-то момент стало понятно, что помимо знаний о композиции, функциональности и материалах, ты должен изучать психологию. Слова клиента – это далеко не всегда то, чего он хочет на самом деле. Порой их пожелания оказываются не так важны, как, например, мнение мамы или отказ от прежних привычек. Изучая психологию, ты начинаешь считывать информацию не только вербально. Наблюдаешь, как человек себя ведет, какие у него привычки, увлечения, и делаешь выводы.

Еще за это время я поняла, что самое большое преступление со стороны дизайнера – это насилие над заказчиком. Его нельзя заставлять. Если с каким-то решением он не согласен, значит, не сможет так жить. Это очень тонкая грань между твоими амбициями, как специалиста, и жизнью определенного человека. И переступать ее нельзя. Заказчик ведь обращается к тебе для того, чтобы улучшить свой быт, потому что не знает, как это сделать самостоятельно. А ты должен ему помочь, но при этом не навязывая собственное видение.

В чем главная сложность в работе над маленькими пространствами?

Малогабаритный интерьер – это конструктор. В таких пространствах очень большое функциональное наполнение на каждый сантиметр. У тебя нет права промахнуться, в этом и заключается основная сложность. Кроме того, сегодня отношение к интерьерам квартир изменилось. В отличие от наших родителей, малогабаритное жилье мы воспринимаем как временное. Чаще всего люди рассчитывают прожить в таких пространствах от трех до пяти лет. Поэтому и бюджеты у них соответствующие. Но как бы там ни было, человек должен отдыхать в таком интерьере, общаться с семьей и в целом вести полноценный образ жизни. Поэтому, имея даже 40 м2, заказчики хотят разместить в них полноценное спальное место. Мало кто соглашается на раскладные диваны. Я в свою очередь – сторонник того, что спальня обязательно должна быть отдельной. А санузел – комфортным. Далее нужно сделать гардеробную, кладовую или расположить большой удобный шкаф, который поможет спрятать всю твою жизнь. Ведь сегодня у нас появилось больше одежды, а еще и чемоданы, велосипеды, лыжи, сноуборды, коньки. Когда этот вопрос решен, необходимо найти место для гостиной с диваном. А еще нужно где-то готовить пищу и собираться за столом всей семьей. Кроме всего перечисленного, многие сегодня работают дома, поэтому нужно организовать еще и рабочее место. И все это вместить в небольшой метраж. Такие квартиры не прощают ошибок. И если ты ее допустил, то обязательно за счет какой-либо функции.

Опыт графического дизайнера помогает тебе в работе?

Художественное образование, а вместе с ним рисунок и композиция – это серьезная профессиональная база. Эти знания пригодились мне и в работе с пространством. Например, первые мои интерьеры были очень графичными. Все пространство я разбивала на пятна. В них есть композиция и минималистичные формы. Но по цвету это были немного жесткие решения: белый, серый, черный и один дополнительный оттенок. Со временем я начала больше работать со светом, текстурами (с ними нужно считаться, ведь они много на себя берут и могут поломать форму), цветом и деталями. Мне, как графику, минимализм очень понятен – это чистая композиция. Этим я и занималась, когда начинала. Сейчас беру более сложные по стилю, сочетаниям цветов и фактур проекты. Они требуют больше внимания, знаний. И снова приходится учиться.

На кого ты ориентируешься и к чему стремишься?

Я всегда ориентируюсь в первую очередь на клиента, а они все настолько разные, что и интерьеры получаются очень разными. Говорят, что в моих последних проектах начал проявляться почерк и меня это радует. В графическом дизайне мои работы были узнаваемыми. Хочется, чтобы и в интерьере было так же.

Фото Андрей Авдеенко