Счастливая история

Опубликовано .

Артефакты, найденные в Иерусалиме, свидетельствуют о том, что деревянное напольное покрытие люди использовали более трех тысяч лет назад. В Европе паркет становится особенно популярным лишь в начале XVI века

Сразвитием деревообрабатывающих ремесел совершенствовалась техника обработки паркета. Менялся и его внешний вид. В XVI веке европейские мастера предпринимают первые попытки окраски древесины; начинают производить паркет из планок разной длины; работают над созданием художественного паркета. С 1600 года этот вид напольного покрытия становится неотъемлемой частью архитектурных сооружений для высших слоев общества.

Именно в этот период французские мастера решают изготавливать паркет из ценных пород древесины. Французы также отмечены в истории как пионеры в разработке соединительных элементов паркета. Их новаторские идеи были реализованы при устройстве полов во дворцах вельмож, а уж они-то знали толк в роскоши. Возможно, именно богатая история предков подтолкнула молодого Жозефа Панаже открыть собственное дело по производству паркета в небольшом городке Бурбаррэ на северо-западе Франции. Со временем маленький бизнес перерос в большое семейное предприятие.

Фабрика специализировалась на производстве штучного и традиционного для Франции щитового паркета. Внося свои разработки и идеи в паркетное дело, сегодня на предприятии трудится уже третье поколение семьи Панаже. На имя Жозефа Панаже в европейском патентном ведомстве зарегистрированы несколько авторских свидетельств. Прежде всего, его нововведения коснулись структуры паркета и элементов соединения щитового напольного покрытия. Большая часть операций на производстве Panaget совершалась вручную. Лишь в 1970 году в цехах предприятия начинают появляться специальные механизмы и станки. На тот момент на фабрике работало 600 человек. Именно в этот период на предприятии запускается массовое производство паркета, благодаря чему Panaget начинает уверенно занимать лидирующие позиции в отрасли. На пике развития компании во всех подразделениях работало 714 сотрудников.

Сегодня компания Panaget — это 177 сотрудников и 3 завода, расположенные в городах Бурбаррэ, Редон и Беллем. На основном заводе в Бурбаррэ сегодня работают 140 человек. Производственные мощности здесь расположены на 11 гектарах. Общая площадь всех зданий — 45 тыс. м2, из них офис занимает всего лишь 300 м2. Годовой объем производства двухполосной паркетной доски составляет 380 тыс. м2. Завод в Редоне специализируется на производстве однополосной паркетной доски. Штат его сотрудников состоит из 30 работников. Объем производства однополосной паркетной доски в 2010 году — 320 тыс. м2. На основанном в 1964 году производстве в городе Беллем, где выпускают массивную доску из дуба, работают всего семь человек. Объем производства в Беллеме по состоянию на 2010 год — 50 тыс. м2 в год.

Новая история

В 1994 году семейное предприятие Panaget объявляет себя банкротом. В 1995 году после процедуры банкротства фабрику приобретает немецкий финансовый холдинг MDB Group AG. Покупая новое предприятие, руководство холдинга хотело интегрировать французского производителя паркета в свою устоявшуюся структуру и установить связь с уже существующими производственными мощностями деревообработки, которые входили в холдинг. Но этот план так и не был осуществлен.

В попытке реализовать поставленную задачу новые владельцы Panaget начинают с модернизации производства, инвестируя в про- ект 12 млн евро. Продукция Panaget представлена в среднем и высоком ценовом сегменте, что позволяет компании позиционировать себя как французский производитель паркета №1. 20% выпускаемой продукции Panaget экспортирует в такие европейские страны как Великобритания, Италия, Швейцария, Испания, Кипр, а также в Северную Америку и Китай. В разные годы доля Panaget на внутреннем рынке паркета составляла от 11 до 14 %. Компания подчеркивает, что 100 % продукции производится во Франции.
Кроме этого, для изготовления паркета и паркетной доски используется сырье французского происхождения. Импортируются только экзотические породы дерева, которые не растут на территории Франции.

Строительный бум и рост популярности паркетной доски в начале 2000-х годов делает необходимым увеличение производственных мощностей, расположенных во Франции. Руководство холдинга принимает решение начать выпуск однополосной паркетной доски в городе Редон. На новом заводе выполняются склеивание трех слоев паркетной доски, обработка, покрытие лаком или маслом и упаковка. Площадь новых мощностей составила 15 тыс. м2. В январе 2005 года завод выпустил первую продукцию. В течение 2005–2007 годов финансовый холдинг MDB Group AG инвестировал в новый завод 6 млн евро.

Жаркий сентябрь 2011 года

Стремительное падение рынка паркетной доски в Европе и, в частности, во Франции в 2008–2010 годах приводит руководство немецкого холдинга к необходимости принять решение о продаже французских активов. Именно в этот пе- риод оргкомитет, состоявший из финансового, технического директоров и топ-менеджеров компании, принимает решение собственными силами выкупить Panaget у немецкого холдинга. Однако сталкивается с конкурентами. Среди потенциальных покупателей французского предприятия были заявлены поляки, бельгийцы, американцы и французы; большие компании и транснациональные корпорации. Этот факт ставил под угрозу будущее как Panaget, так и всего коллектива. Существовал большой риск того, что компания будет разделена на 3 или 4 части.

Желая сохранить целостность французского предприятия и рабочие места, к участию в сделке подключился Региональный совет провинции Бретань и муниципалитет города Бурбаррэ, а также четыре национальных банка. Со своей стороны региональные власти гарантировали выплату возмещения новым владельцам 750 тысяч евро, а финансовые институты предоставили оргкомитету беспроцентный кредит на шесть лет. Воодушевленные поддержкой, чувством долга и верой в будущее, участники оргкомитета стали новыми владельцами Panaget. Теперь 85% акций предприятия владеют пять членов Совета директоров. Оставшиеся 15 % акций разделены между 14 сотрудниками компании, которые входили в состав оргкомитета. Вот, оказывается, чего можно достичь, будучи уверенным в будущем своей компании и имея поддержку региональных властей и национальных банков. Генеральным директором Panaget стал 59-летний Жан-Люк Рой (Jean-Luc Roy), который занимал должность исполнительного директора Panaget с июня 2006 года. Общая стоимость приобретения составила 6,7 млн евро. По итогам 2011 года Panaget приблизилась к 22 млн евро годового оборота.

Китайский и польский факторы

Помимо конкуренции с известными французскими и немецкими производителями паркета, компания Panaget испытывает давление со стороны китайских и польских производителей. Французский рынок паркета оценивается специалистами в 5 млн м2. По мнению президента компании Panaget китайские производители контролируют 35% европейского и, пожалуй, 40% французского рынка паркета. По его словам, они производят и продают паркетную доску на старом континенте по стоимости промышленного сырья. Китайцы быстро учатся и осваивают современные технологии, а их производство оснащено современным оборудованием.

К примеру, с момента выпуска той или иной компанией новой коллекции паркета до появления копии в каталоге китайского производителя проходит не более трех месяцев. Помимо роста компетенции китайских производителей, немаловажным фактором является доступность сырья, импортируемого из Сибири. Польские предприниматели также вкладывают значительные средства в этот сектор промышленного производства. За последние 10 лет Польша стала европейским лидером в производстве паркетной доски. По мнению Жана-Люка Роя польские предприятия обладают сравнительно дешевой рабочей силой и новейшими производственными линиями, что значительно повышает их конкурентоспособность.

Мода и экология

В чем ключевые компетенции Panaget сегодня? «Я провожу параллели с автомобильной промышленностью. Мы могли бы отдать часть работ на аутсорсинг, за исключением: сушки, приклеивания ламелей к основанию, выполнения гарантийных обязательств и разработки дизайна. Особенно важен последний фактор, поскольку в наше время мода становится важнейшим параметром. Мы меняем внешний вид паркета, а его недостатки, вроде сучков, ревращаются в достоинства. Все большее количество клиентов Panaget останавливают свой выбор на однополосной паркетной доске. Наша компания полностью перерабатывает отходы древесины, из которых производится энергия, необходимая для сушки сырья для производства паркетной доски.

При покрытии верхнего слоя паркетной доски используются только лаки на водной основе и клеи без элементов, наносящих ущерб окружающей среде», — рассказывает Жан-Люк Рой. Маркированный PEFC (Программа Европейской лесной сертификации), Panaget поставляет часть своей продукции с использованием соответствующего обозначения. В Европе подход, который популяризирует PEFC, создает общую основу для компаний и предприятий, стремящихся придерживаться направления на укрепление и поддержание устойчивого лесопользования. Наличие маркировки PEFC является гарантией того, что паркетная доска изготовлена из сырья, поставляемого из устойчиво управляемых лесов.



Panaget выбирает стратегию

Несмотря на весомую долю на французском рынке паркета и отличную репутацию, в период с 2007 по 2010 год компания Panaget потеряла около 30 % продаж. Оборот компании в 2007 году составлял 28 млн евро. В 2008 году — 25 млн. В 2010-м — 19,3 млн евро. ЖанЛюк Рой утверждает, что благодаря экспортным рынкам компания почувствовала кризис раньше других. Чтобы обезопасить себя, в начале 2008 года руководство компании ужесточило систему управления и принятия решений. В результате Panaget не потеряла свои финансовые ресурсы. По итогам 2010 года Panaget достигла 1% чистой прибыли после налогообложения, хотя она должна быть около 5%.
Еще одно решение, принятое MDB Group AG,— сократить свое присутствие на экспортных рынках. Ранее экспорт продукции составлял приблизительно 20 %. По итогам 2011 года он составил 16 %. В настоящее время паркетная доска Panaget представлена в 27 странах, включая Гонконг и Индию. «Этого не достаточно, — говорит Жан-Люк Рой, — мы будем продолжать наращивать свое присутствие, особенно в Азии и на Ближнем Востоке. Также в наши планы входит создание сети дистрибуции в Европе. Мы считаем, что нам нужно больше присутствовать в странах Северной Европы, но это очень трудно: есть своего рода протекционизм в головах людей». «Основное стратегическое направление компании — концентрация на выпуске однополосной паркетной доски.

В то время как двухполосная и трехполосная паркетная доска падают в цене, именно этот сегмент показывает тенденцию к росту. Чтобы противостоять в ужесточающейся борьбе китайским производителям, Panaget планирует особое внимание уделить выпуску новых продуктов. По итогам 2011 года реализация новой продукции составила 25% от оборота», — рассказывает Жан-Люк Рой. Согласно планам новых владельцев Panaget для успеха в конкурентной борьбе необходимо ежегодно инвестировать от 400 до 600 тысяч евро. В этом контексте Panaget ожидает небольшой рост
в 2012 году.

Floor #9
Текст: Виталий Близнюк
Фото: предоставлены компанией Panaget

НАЗАД