Трапеза в банке

Опубликовано .

Новый ресторан в историческом центре Львова вместил в себя сразу две легенды: помещение бывшего банка Mons Pius и персону известного художника и дизайнера Влодко Костырко — автора «Кафе №1», «Под синей фляшкой», «Кабинет» и других заведений — создавшего описываемый интерьер


Помещение, где находится пивной ресторан, в течение трех веков принадлежало банку с одноименным названием Mons Pius, что с латыни означает «гора благодати». Находится он в самом сердце Старого Львова — в армянском дворике, сразу возле колонны святого Христофора. Над разработкой концепции Mons Pius серьезно работали разные специалисты, чтобы наиболее полно восстановить интерьер и раскрыть атмосферу заведения. Ведь история банка известна большим количеством интересных и авантюрных историй.
В XVIIІ столетии в этом здании находился банк-ломбард Mons Pius, который работал до 1940 го- да. В XVII–XIX столетиях среди клиентов банка было немало известных людей: граф Дидушицкий, армянский архиепископ Яков-Степан Августинович, католический епископ Вацлав-Иероним Сериковский, князь Любомирский, князь Сапига, графиня Людвика Потоцкая, граф Жевуский и многие другие. Mons Pius в истории Львова был уникальным учреждением.

Он занимал исключительное место среди прочих львовских банков. Эта уникальность заключалась в его средневековом происхождении, 300-летней истории непрерывной деятельности в традициях давних набожных банков (ломбардов), которые возникали в XV-XVII столетиях по всей Европе. Первый зал ресторана Mons Pius украшает витраж Розена. Эта находка поистине является сенсацией в истории львовской реставрации, и также гордостью всех, кто интересуется историей Львова. Сам витраж был спроектирован известным художником Яном Генриком Розеном в 1927 году.
Также первый зал украшает портрет одного из директоров банка Mons Pius — Яна Мардиросевича. Значительное большинство директоров банка были священниками, людьми глубоко верующими, солидными, порядочными и честными. Между тем в 1890—1901 годах функции директора исполнял человек, который своими махинациями привел к крупнейшему финансовому скандалу в истории банка. Этим директором был отец Ян Мардиросевич (1858—1926). Мардиросевич потратил немало денег на финансовые махинации, азартные игры и женщин. Желая покрыть убытки, он занялся спекуляциями нефтяными акциями. Почувствовав безнадежность ситуации, банкир сам отдался в руки полиции.


Второй зал Mons Pius посвящен развитию алкогольной истории Львова. Здесь собрана большая коллекция антикварных бутылок и пивных кружек, представлены этикетки львовского пива, оригинальные фотографии алкогольного производства Львова начала прошлого века. Интерьер третьего зала украшают портреты известных львовян, живших и работавших в городе, или способствовавших его развитию своими идеями, проектами и интеллектом. ольшинство из них также были клиентами банка Mons Pius. Ян Болоз-Антоневич был профессором университета, основателем кафедры искусствознания, автором сотен научных статей и монографий. Юлиан Захаревич — архитектор, человек, который в ХІХ веке основал Львовскую школу архитектуры, в свое время был ректором Львовской Политехники. Выпускник Мюнхенской и Флорентийской академии искусств, скульптор Тадеуш Баронч, создал сотни скульптур и монументальных памятников, которые украшали дома и площади города.

Среди них конный памятники королю Яну ІІІ Собескому во Львове и поэту Адаму Мицкевичу в Трускавце, аллегоричные фигуры в украшении Львовской Оперы. Генерал-лейтенант и кавалер ордена св. Станислава, Ян де Витте, был комендантом Каменец-Подольской крепости и архитектором. Для Львова он выполнил проект Доминиканского костела и дворца князей Любомирских. Дизайн пивного ресторана создан известным львовским художником Влодко Костырко. Его дебютной работой стала первая во Львове концептуальная кофейня «Под синей фляшкой». По словам Костырко, он является сторонником максимального сохранения романтической гармонии, существующей во Львове. Главное, украшая или создавая, не разрушать уже существующее, а только дополнять историческое окружение города.
В дизайн-концепции заведения как «пространства памяти» была использована очень благодарная и глубокая тема банка. Результатом стала уникальная атмосфера: антураж банка словно придает консервативности вкусу еды и гарантирует стабильность. Как говорит сам Костырко, все составляющие заведения — панели, портреты и артефакты— либо являются аутентичными, либо были выполнены согласно стилистическим и ремесленным канонам. Самым ценным экспонатом является витраж, посвященный деятельности армянских банков и, в частности, самого Mons Pius. Влодко получил степень магистра истории искусств в Кракове, что объясняет точность и достоверность созданных им работ. Floor выясняет у мастера детали превращения банка в ресторан.

Floor С чего, в случае с Mons Pius, начиналась работа над проектом?
Костырко С долгих месяцев работы в архивах: я и мои коллеги выясняли кто работал в банке, кем были его клиенты, искали всевозможные графические элементы и старались понять как была устроена работа в помещении банка.
Floor Какова история витража, размещенного в банке?
Костырко Этот витраж обладает музейной и художественной ценностью. Он имеет отношение к армянской церкви — это один из витражей, которых не хватает в окнах церкви. Он был найден практически на свалке и восстановлен нами в ходе создания интерьера.
Floor Что для вас является предметом профессиональной гордости?
Костырко Ничего. Если то, что я делаю представлять в том контексте, в котором когда-то был Львов — западном — то это стандарт, ничего особенного. Тут главное, когда влезаешь в какое-то пространство, его не испортить, а сделать все в гармонии с архитектурой и адекватно теме, выбранной для заведения. И, плюс, при каждой возможности, высказать уважение к тому или иному жителю города.

Floor #5
Текст: Валерий Поляков
Фото: Кристина Музычук

НАЗАД