Деятель

Опубликовано .


Известный киевский архитектор, основатель Архитектурного Клуба и организатор фестиваля DAS FEST — Петр Маркман — объясняет Floor зачем стоит тратить время и силы на общественную деятельность

Floor Мы встретились с вами в Доме архитекторов, это наталкивает на вопрос: как этот советский общественный институт интегрировался в современную жизнь?
Маркман Профессиональная жизнь архитекторов — это то, чем они занимаются в своих бюро. Культурная жизнь — это музыка, кино, литература, общение. Дом архитекторов и был создан в социалистическом Киеве именно как такая вот общественная структура, ответственная за культурную жизнь архитекторов, — площадка для развития и коммуникации. Когда-то жизнь здесь била ключом, попасть сюда была сложно. На так называемых «просмотрах» здесь показывали «Заводной апельсин» Кубрика или «Цвет граната» Параджанова — то, чего не было в кинотеатрах. Но со временем эта жизнь сошла на нет. Пару лет назад мы решили все это возродить и организовали инициативную группу внутри Союза архитекторов. Наша деятельность направлена на развитие общего дела, прежде всего за счет разнообразия форматов общения. При всех современных средствах связи живого общения ничто не заменит.
Floor Фестиваль и Клуб — это связанные организации?
Маркман Абсолютно. Фестиваль — это и есть одна из форм деятельности Клуба. Его основная задача как раз дать членам Клуба — другим архитекторам — новую информацию, иной формат общения. Мы не идеалисты, мы не ждем быстрых результатов, мы просто понимаем, что только там, где есть жизнь, есть и надежда на результат. Мы проводим мастер-классы, круглые столы, встречи, концерты, наконец, Мы приглашаем музыкантов из числа тех, что не встретишь на популярных музыкальных каналах. Сергей Терентьев, Юрий Кузнецов, Сергей Манукян, Луло Рейнхардт — эти талантливые люди своим ответственным отношением к делу, своей высочайшей требовательностью, стремлением к идеалу помогают нам задуматься и над проблемами нашей профессии.
Floor За счет чего Клуб существует?
Маркман За счет добровольных членских взносов. Иногда мы продаем билеты на какие-то мероприятия, в основном концерты, но это происходит с целью хотя бы вернуть средства, затраченные на дорогу музыкантов или аренду аппаратуры. При этом наша задача не столько развлечь архитекторов, сколько напомнить, что архитектура базируется на культурном бэкграунде. Например, посмотрите на великолепный гранитный цоколь этого здания (мы идем вдоль первого дома по ул. Б. Гринченко, — В.П.) — так проектировали и строили в 50-е; а вот подобный цоколь и портал напротив на моих глазах новые хозяева красили коричневой масляной краской. Тот, кто это сделал, не виноват, ибо таков его культурный контекст. Он слушает другую музыку.

Floor Способна ли деятельность Клуба повлиять на архитектурную среду?
Маркман Я надеюсь, что да, хотя процесс это долгий. Мы делаем очень конкретные вещи: к примеру, мастер-класс Клайва Вудгерта о брендинге страны и города — для Киева это актуально; мастер-класс Маноло
Нуньесановского, как говорится, живой легенды, одного из основателей знаменитой архитектурной «команды», сподвижника Рикардо Бофилла. Только что мы организовали конкурс проектов подсветки киевских объектов, победители которого поедут в Италию на стажировку. Мелочь, но, возможно, это предопределяющее событие в профессиональной жизни какого-то молодого архитектора.
Floor Как вы все это организуете?
Маркман За счет личных связей, отношений, дружбы и энтузиазма.
Floor Зачем вы лично тратите свое время и силы на общественную деятельность?
Маркман Карлос Кастанеда назвал это «контролируемой глупостью». Это мой образ жизни, мой характер. Половина Киева помнит, как в моей квартире на Горького, еще в ранние 80-е прошлого века, собирались десятки людей — это привычный антураж моей жизни. Я это люблю.

Floor #6
Текст: Валерий Поляков
Фото: Анна Соболь

НАЗАД