Школа бизнеса

Опубликовано .

Floor продолжает разбираться в нюансах предпринимательства, связанного с напольными покрытиями. Александр Мотовилов делится своими взглядами на организацию сервисной компании и объясняет специфику работы на рынке инсталляции напольных покрытий

Floor Как и когда возникла идея создать сервисную компанию?
Мотовилов Так случилось, что вопросами напольных покрытий я начал заниматься в 2001 году в компании «ЭкоСкан» в качестве специалиста по продажам. Сервисный отдел на тот момент уже существовал и через пару месяцев мне предложили должность руководителя этого отдела. Компания быстро развивалась, росли продажи и параллельно объемы работ. Отдел в том виде, в котором он мне достался, уже не справлялся с поставленными перед ним целями, поэтому основной моей задачей было развитие сервисного отдела, чем я и занимался в течение пяти лет. В 2006 году инвесторы вывели средства из компании, и ее пришлось закрыть. Но мы, как отдел, сохранили себя и продолжили работу как самостоятельная единица.


Floor С какими трудностями вы столкнулись при создании компании?
Мотовилов Как я уже говорил, в 2006 году мы продолжили работу как отдельная компания. Перед нами возникло несколько серьезных проблем: во-первых, останавливаться было нельзя и требовалось быстро налаживать связи и искать потенциальных заказчиков. Во-вторых, для того чтобы сохранить за собой материальную базу (дорогостоящий инструмент, транспорт), необходимы были значительные денежные средства. Справиться с первой задачей помогли наработанные связи, а со второй — полугодичная отсрочка платежа.
Floor Какие задачи вы ставили перед собой при создании компании?
Мотовилов Основа качественного сервиса заключается в том, чтобы в итоге заказчик оставался довольным, а значит, его должны удовлетворять качество исполнения работ и сроки, а общие впечатления от сотрудничества с нами — оставаться приятными. Поэтому и задачи ставятся соответствующие: исполнители обязаны иметь высокий уровень квалификации, быть опрятными и приятными в общении людьми, ответственными и пунктуальными; инструмент, с которым они работают, должен быть профессиональным и при этом ухоженным. Все это, плюс высокая производительность труда, должно привести к тем результатам, ради которых мы работаем: прибыль и удовлетворение от того, чем занимаемся.
Floor Что сегодня представляет собой ваша компания?
Мотовилов Трудно объективно себя оценивать, это должны делать наши клиенты. Но тот факт, что многие компании работают с нами на протяжении многих лет, говорит о том, что мы все делаем правильно: нам доверяют, а значит, мы надежные. Что может быть главнее?


Floor Какие услуги клиентам оказывает ваша компания?
Мотовилов В настоящий момент мы предоставляем следующие виды услуг: укладка паркета (в т. ч. из экзотических пород древесины, художественного, дворцового) с его последующей шлифовкой и лакировкой (шлифовка паркета производится дорогостоящей шлифовальной техникой фирмы LEGLER); монтаж паркетной доски и ламината, инсталляция коммерческого линолеума (в т. ч. художественная, изготовление логотипов, монтаж виниловой плитки, ковровых покрытий); реставрация паркетных полов, перешлифовка и лакировка паркета; профессиональная подготовка основания пола (устройство цементно-песчаной стяжки, ремонт стяжки, устройство нивелирующего слоя,
устройство гидроизоляции пола) и др.
Floor Кто ваши клиенты?
Мотовилов Нашими клиентами являются паркетные салоны, компании-поставщики напольных покрытий, строительные и архитектурные компании, студии интерьера, частные архитекторы, крупные торговые сети, ну и, конечно, частные заказчики — хозяева домов и квартир.
Floor Какие материалы в качестве напольных покрытий чаще выбирают ваши клиенты?
Мотовилов Для дома — штучный паркет, паркетный массив, трехслойную паркетную доску, а для офиса — ламинат, коммерческий линолеум, ковровую плитку.
Floor Как изменились предпочтения ваших клиентов за последние три года?
Мотовилов Сильно изменилась структура заказов: меньше стало объектов коммерческого назначения. Что касается жилых объектов, то меньше стало заказов по штучному паркету (который потом шлифуется и лакируется), больше заказов по паркету готовому (который отшлифован и вскрыт лаком или маслом в заводских условиях) — трехслойная паркетная доска, массивный паркет.
Floor В чем особенность, специфика работы сервисной компании на рынке?
Мотовилов Наверное, тот факт, что мы заходим на объект на последнем этапе ремонта, когда заказчик измотан, напряжен и при этом придирчив. Кроме того, полы, особенно паркетные, требуют особых условий эксплуатации: относительная влажность воздуха в помещении должна быть в диапазоне 40–60%, температура — 18–22ºС, только в этом случае паркет сохраняет свои качества, но реальные условия эксплуатации далеки от нормативных. К сожалению, клиенты этого не понимают, считают, что или материалы плохие, или сервис некачественный. Хотя мы заранее оговариваем эти моменты. Есть проблемы с критериями оценки качества, по многим материалам они нор-
мативно не определены. В общем, работа очень нервная, связана с постоянными стрессами.


Floor Если бы выбор материала зависел исключительно от вас, какие материалы вы бы рекомендовали своим клиентам в качестве напольного покрытия?
Мотовилов В первую очередь, качественные.Хотя, в принципе, на этот вопрос коротко не ответишь. Многое зависит от предпочтений заказчика, от его финансовых возможностей, от функциональности помещений, условий эксплуатации, общего дизайнерского решения и т.д. Если говорить о моих предпочтениях, то бы я выбирал натуральный материал. Это всегда актуально. А если выбирать породу дерева, я отдаю предпочтение ясеню.
Floor Возникали ли у вас конфликтные ситуации с клиентами? Как они разрешаются?
Мотовилов К сожалению, возникали: за всем не уследишь. Часто возникают трения из-за самого покрытия: как я уже говорил, нормативно не определены критерии оценки качества многих напольных покрытий, особенно это касается паркета. В любом случае, главное — не тянуть время и не прятаться от решения проблемы, а решать ее сразу, внимательно разобравшись в ситуации. Самое
главное, чтобы в итоге заказчик остался доволен.
Floor Какие объекты запомнились больше всего? Чем может гордиться ваша компания?
Мотовилов Запоминаются, как правило, сложные, необычные объекты, требующие много внимания, или объекты, на которых заказчики — публичные люди: известные артисты, певцы, музыканты, спортсмены, крупные политики и т. д. Я бы назвал многих, но не могу по этическим соображениям.
Floor Что бы вы изменили в своей компании, если бы у вас была возможность вернуть время?
Мотовилов В самой компании, наверное, ничего, а вот некоторым объектам уделил бы больше внимания.
Floor Какой вы видите свою компанию через пять лет?
Мотовилов Во-первых, мне бы очень хотелось, чтобы те ребята, которые сейчас работают со мной, оставались со мной и через пять и через двадцать пять лет. Я очень ценю и дорожу своим коллективом. Это классные ребята, на которых можно рассчитывать. Если бы не хорошие, доверительные отношения внутри нашей компании, я бы давно бросил это дело. У нас небольшой коллектив: я считаю, что много — не значит хорошо. Мы твердо занимаем определенную нишу на рынке и не спешим покорять вершины. Расширятся любой ценой — не наш принцип. Вы, наверное, слышали, в Европе, да и не только, есть небольшие, но очень известные (брендовые) компании, продукт которых очень ценится во всем мире. Так вот, мне бы хотелось, чтобы нас так же ценили и уважали и считали за честь с нами поработать.
Floor Что бы вы порекомендовали начинающим укладчикам? С чего следует начинать?
Мотовилов Начинать лучше в крупных известных компаниях, у них большой опыт работы, есть что перенять, ты быстро формируешься как специалист. Ну а дальше можно остаться и развиваться вместе с компанией, а если есть желание и возможности — открывать свое дело. Главное работать с душой, чтобы дело, которым ты занимаешься, приносило удовлетворение, а возможно и удовольствие — и тогда все получится.

Floor #7
Интервью: Виталий Близнюк
Фото: Анна Соболь

НАЗАД